Железнодорожный музей в Ростове-на-Дону

Сегодня я посетил один из крупнейших в России железнодорожных музеев. Я был в нем шесть лет назад, но впечатления заставили меня вернуться.

Музей СКЖД (Северо-Кавказской железной дороги) был основан в 1960 году. В России - это второй по размеру ЖД-музей после Санкт-Петербургского.

На данный момент в музее можно увидеть паровозы довоенного и послевоенного выпуска, электровозы, тепловозы, краны и специальные машины. Среди паровозов есть даже трофейный немецкий, на некоторых экспонатах есть вмятины от пуль. Особняком стоят довоенные железнодорожные вагоны, среди них есть рефрижератор, вагоны для перевозки пехоты и товаров, цистерны для топлива, а также вагон штаба СКВО. Радует, что во многие экспонаты можно залезть. Паровозы - это что-то! Эти железные махины внушают уважение своим внешним видом, есть ощущение непоколебимой силы. Кабины паровозов очень специфичны и полны органов управления, таких как рычаги и вентили. Примечательно, что в кабинах послевоенных паровозов 1950-1960-х годов есть электроника и шнековая подача угля.

Попасть внутрь более современных локомотивов не удалось, зато можно полазить по целому составу(!) советской электрички. Особо стоит отметить путевые машины. Впечатлила щебнеочистительная машина - сложнейшая конструкция для очистки железнодорожного полотна, длиной в 3 вагона.

Хотя музей посвящен железным дорогам, в нем есть и гусеничная инженерная техника: тягачи БТТ-1 и АТТ. БТТ-1 - это самоходка ИСУ-152 без вооружения, с различными приспособлениями для вытаскивания поврежденной техники, разгребания завалов и перевозки деталей. АТТ создан на шасси танка Т-54 и использовался для буксирования техники и орудий. К сожалению, в гусеничную технику попасть нельзя.

Огорчает плачевное состояние некоторых экспонатов, в некоторых местах банально нет новой краски, а внутри кабин - тотальный разгром.

Порадовал охранник музея. Человек хороший, с юмором, к тому же пустил в закрытую для посещения электричку.

Ссылка на альбом с фотографиями.

Координаты музея: 47°11'25"N 39°38'10"E

Комментарии

ФД-20 - красавец! Один из самых массовых паровозов в СССР.

от LaserDruker

Позвольте немного уточнить по-мелочам
Вагон-Ледник,не рефрижиратор
тягачи здесь не случайно-их использовали и даже сейчас есть на ходу (и Т-34Т и БТТ-1 и прочие,даже Шерман недавно был,есть фото ц/б)в восстановительных поездах (ссылки на фото дать?) для ликвидации аварий и катастроф.
Данный музей натурных экспонатов (не путать с музеем дороги в Лен дворце)появился в 2000-х кажется в 2003-м.
Про тотальный разгром в кабинах-музею настолько мало средств выделяют,что что-то реставрировать очень большая головная боль,хотя музейцы очень стараются.Многие бывшие владельцы (депо/дороги)отдают экспонаты разграбленные подчистую,сгоревшие,битые-скажем тепловоз ТЭП-60 из Сальска отдавали пока,местные деповцы умудрились с блока цилиндров верхнюю алюминиевую деталь сдать в металлолом-и Тапок уже не может ездить,нет же детали (((

от Иван Сергеевич ...

Спасибо за комментарий. Буду рад взглянуть на фото техники.

от anton

Сейчас ссылки дам (фото мои и из моего архива,частично уже проданного правда.)

от Иван Сергеевич ...

Очень интересные фотографии! Спасибо! А где стоит второй комплектный Т-34 в Ростове?

от anton

В Ростове не скжу,знаю лишь,где стоял или стоит Ис-3М,тягач Т-34Т и две ИСУ-152/БТТ-1 сняты в Лихой,вроде бы ещё живые,это был 2008 год. Шерман же был в Армавире и Тихорецкой,какой то из них и забрали на Поклонную гору,без башни.

от Иван Сергеевич ...